Новосибирск промышленный

В конце XIX века в Сибири началась грандиозная стройка — около ста тысяч человек съехались сюда на возведение Транссибирской магистрали. Благодаря этому Великому железному пути появился Новониколаевск, впоследствии ставший Новосибирском. Небольшой рабочий поселок рос, как отмечали современники, "с американской быстротой", и всего за 70 лет превратился в город-миллионник с огромным промышленным и научным потенциалом.

"Вырос на муке"

Наш город прославился еще до революции, и прежде всего как торговый центр. Здесь регулярно проводились ярмарки, работали торговые заведения. Появлялись и первые предприятия — мукомольные мельницы, сухарный завод, маслозавод, типография, фотомастерская… В конце 1912 года в городе было около 100 крупных и более 600 мелких предприятий. Кстати, в то время 70% валового продукта давала мукомольная промышленность. Именно поэтому о Новониколаевске говорили — "вырос на муке".

Первая мировая война, как отмечают историки, дала определенный толчок дальнейшему становлению промышленности. В городе начали производить и отправлять в действующую армию сухари, мыло, сапоги и прочие вещи. За годы войны предприятий стало в два раза больше. Очередной же виток развития Новониколаевск получил после 1921 года — когда уже и революция отгремела, и Гражданская война закончилась. Тогда город стал административным центром и изменил свое имя. На первом Сибирском краевом съезде Советов из всех предложенных вариантов (в их числе были Красноград, Сибкрайград, Октябрьград, Ленинознаменск-на-Оби) участники съезда выбрали Новосибирск.

Ставка на авиацию

В 30-е годы о Новосибирске начали говорить как о "сибирском Чикаго" — город рос стремительными темпами. В это время на его территории появляется несколько крупных промышленных заводов, в частности завод горного оборудования. Однако в 1936 году заводу определили новый профиль — самолетостроение. В те времена перемен не объясняли: пришло постановление изменить профиль — выполняйте. Так Новосибирск "приобрел" авиационный завод № 153. Уже в ноябре 1937 года в воздух поднялся первый построенный здесь самолет — истребитель И-16. В его конструкции использовали обычную фанеру, а сам "ишачок", как ласково авиаторы называли И-16, прославился своими скоростными качествами и маневренностью.

С именем конструктора И-16 Николая Поликарпова связана трагическая история. В конце 1938 года он сдал новый самолет — И-180, первый отечественный самолет с водяным охлаждением. Машину испытывал летчик Валерий Чкалов, это было 15 декабря 1938 года. Сначала все шло нормально, однако при заходе на посадку у И-180 отказал мотор, и Валерию Чкалову не оставалось ничего иного, как совершить вынужденную посадку вне аэродрома. Самолет разрушился, летчик погиб…

Новосибирские авиастроители обратились в Москву с просьбой дать заводу № 153 право назваться именем знаменитого летчика-испытателя. Ходатайство было удовлетворено, и 26 января 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении заводу имени "товарища Чкалова В. П.". Сам же Валерий Павлович никогда не бывал в Новосибирске, однако мог бы гордиться достижениями местной авиации — еще до начала Великой Отечественной войны здесь встали на крыло около 900 машин разных модификаций, а в конце 1942 года с заводского конвейера в сутки сходило по 20 самолетов-истребителей Як.

Как у Новосибирска не стало автомобильного завода

В июне 1934 года стало известно о том, что в Новосибирск выехала специальная московская комиссия. Члены этой комиссии планировали определить место для строительства гигантского завода мощностью 100 тыс. трехтонных грузовиков в год. Однако этим планам помешала Великая Отечественная война. В Новосибирск в срочном порядке эвакуировали сотни предприятий, помогали фронту. Было не до автомобилей. А вот после войны — 8 сентября 1945 года — дали приказ: строить! Запуск завода запланировали на 1948 год. И, по словам очевидцев, даже успели выпустить два-три грузовика.

Но вдруг — как снег на голову! — 26 сентября 1948 года вышло постановление Совета министров о ликвидации Новосибирского автозавода. Все производство, разработки, конструкторский отдел погрузили в поезд и отправили в Минск. А площадку передали под строительство завода химконцентратов — ныне ОАО "Новосибирский завод химконцентратов". Кстати, ходят слухи, что на территории НЗХК у Лаврентия Берия был личный кабинет, но на самом заводе говорят, что реальной почвы они под собой не имеют.

Сегодня атомный гигант выпускает топливо для АЭС, тепловыделяющие сборки (ТВС) для реакторов ВВЭР-1000 и для исследовательских реакторов, литий и его соединения, а также цеолитные катализаторы.

ГЭС, необходимая как воздух…

С началом войны из прифронтовой полосы в Новосибирск спешно эвакуировали заводы, предприятия, различные институты. Культурное наследие страны — экспонаты Третьяковской галереи, Эрмитажа, музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода — разместили в тогда еще недостроенном здании Театра оперы и балета. В столицу Сибири приехали коллективы и оборудование более 50 различных заводов и фабрик. На их основе в городе появились новые промышленные предприятия, многие из которых (например, "Сибтекстильмаш", "Электросигнал") успешно работают до сих пор.

За военные годы промышленность Новосибирска в восемь раз увеличивает выпуск продукции, в три раза повышается производительность труда. А девиз "Работать за себя и своего товарища", провозглашенный на заводе им. Чкалова, подхватили и другие предприятия. Однако именно в это время город начинает испытывать колоссальный дефицит электроэнергии. Промышленные предприятия были вынуждены работать посменно…
Проблему нужно было решать, и решать срочно. В октябре 1945 года госкомиссия определила место для строительства новосибирской ГЭС, а 31 августа 1951 года Совет министров СССР утвердил проектное задание. Штурмовать Обь, чтобы перекрыть ее русло, начали 25 октября 1956 года. В результате образовалось водохранилище длиной 185 километров, шириной — до 18. В глубину же Обское море, как его называют в народе, достигало 25 метров. Окончательно новосибирскую ГЭС приняли в промышленную эксплуатацию 14 августа 1961 года, сегодня ей принадлежит почти пятая часть всей производимой в области электроэнергии.

В июле 1959 года Новосибирск посетили вице-президент США Ричард Никсон с супругой и сопровождающими лицами. В числе прочих достопримечательностей гостям показали ГЭС. Рассказывают, что помещение электростанции к тому времени не было достроено, а все удобства находились на улице, поэтому встречающая сторона распорядилась обустроить временный туалет на втором этаже здания. Там установили раковину, унитаз, а поскольку вода к корпусу еще не была подведена, сделали два бачка. Верхний бачок наполнили небольшим количеством воды, а нижний поставили для стока. Пока Никсон осматривал ГЭС, один из членов делегации попросил проводить его в уборную. Ушел и долго оттуда не выходил — хозяева заволновались. Однако обнаружилось, что гость увлекся изучением системы канализации — он никак не мог понять, как россиянам удается подавать воду в бачок без труб.

Новосибирск промышленный в цифрах и фактах

— В октябре 1940 года на сессии областного Совета обсуждались серьезные проблемы, связанные с водоснабжением и канализацией в правобережной части города. Цитата из доклада председателя Новосибирского горисполкома В. Д. Бесова: "В Новосибирске, например, мясокомбинат, обувная фабрика, жиркомбинат и пр. когда-то были подключены к городской канализации и водопроводу, в результате сейчас стоит вопрос: или дать воду промышленности и не дать населению, или дать населению и не дать промышленности. И вот председатель горисполкома и его заместители сидят в качестве диспетчеров и решают вопрос: кому дать воду". Председатель горисполкома остановился и на экологических проблемах: "…мы имеем и такие факты, когда ряд важнейших заводов, важнейших промышленных предприятий прямо в город спускали сточные воды. Например, мясокомбинат засоряет сточной водой Заельцовский район, завод им. Чкалова спускает сточную воду в открытую речку".

— В 1941 году в Новосибирске для нужд Красной армии изготовили 500 000 пар лыж и 4700 специальных лыж для перевозки противотанковых пушек и гаубиц.

— В июле 1942 года начата работа по перепрофилированию местной промышленности и промысловой кооперации на производство боеприпасов, вещевого имущества и обозно-хозяйственного инвентаря для Красной армии (около 70 наименований изделий). В Новосибирске начали выпускать пулеметные тачанки, котелки, подковы, керосиновые фонари…

— Завод им. Чкалова в конце 40-х годов начал выпускать зажигалки из авиационного алюминия, шифоньеры, тумбочки, табуретки и даже велосипеды ЗИЧ.

— Сметная стоимость строительства новосибирской ГЭС (с 1950-го по 1961 год) обошлась в 149,53 млн рублей (в ценах 1961 года).

— 6 февраля 1981 года на Новосибирском пиввинкомбинате состоялось торжественное открытие производства по американской лицензии тонизирующего напитка "Пепси-кола".

— 3 сентября 1981 года облисполком принял решение "Об ограничении промышленного строительства в г. Новосибирске". В нем, в частности, указывалось, что "дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий должно осуществляться за счет реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов".
— В настоящее время в городе работает 214 крупных и средних промышленных предприятий.

— Ведущими видами деятельности в промышленном производстве Новосибирска являются: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27%), обрабатывающие производства (67%), в том числе металлургия, металлообработка и машиностроение (44%).

Автор: Елена ШКАРУБО

Поиск дешевых авиабилетов


Возможно Вам понравится...

Показать комментарии